Rambler's Top100 Подводная лодка М-32. Тип "М" XII серии

М-65, М-62(?), М-32

Тип «М» XII серии




фотография:


Подводная лодка М-32


ПЛ "М-32" (тип "М" ХII серии).




историческая справка:


1938 год 31 августа
Заложена на заводе "Красное Сормово" (№112) в г.Горький. Получила литерно-цифровое наименование М-65. Предназначена в состав ТОФ. Организационно зачислена в состав 25-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1939 год 15 ноября (предположительно)
Переименована в М-62(?). Требует уточнения;

1940 год 13 января (предположительно)
Переименована в М-32;

1940 год 26 февраля
Спущена на воду;

1940 год
Переведена для достройки и испытаний на завод №198 в г.Николаев. Решение о переводе на ТОФ отменено;

1940 год
Швартовые испытания проходили на Черном море (завод №198 в г.Николаев);

1940 год 31 октября
Вступила в строй;

1940 год 7 ноября
Вошла в состав Черноморского флота. Зачислена в состав 21-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1941 год февраль
Переформирована в состав 7-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ с базированием на Севастополь;

1941 год 23 июня
Перешла из Севастополя в Балаклаву;

1941 год 25 - 30 июня
Боевой поход. В 02.00 25.6 вышла в дозор в район южнее м. Меганом (позиция №8). Встреч с кораблями противника не имела. В 08.18 30.6 вернулась в Балаклаву;

1941 год 12 - 20 июля
Боевой поход. В 17.00 12.7 вышла в дозор в район юго-восточнее Одессы (позиция №7). Встреч с кораблями противника не имела. В 15.35 20.7 вернулась в Балаклаву;

1941 год 8 - 16 августа
Боевой поход. В 18.00 8.8 вышла в дозор в район юго-западнее м. Сарыч (позиция №2). Встреч с кораблями противника не имела. В 14.15 16.8 вернулась в Балаклаву;

1941 год 2 - 9 сентября
Боевой поход. В 09.00 2.9 вышла на позицию в районе Сулины (позиция №17). Встреч с кораблями противника не имела. В 16.58 9.9 вернулась в Балаклаву;

1941 год 27 сентября - 4 октября
Боевой поход. В 14.08 27.9 вышла на позицию в районе зн. Бурнас (позиция №16). В 05.00 28.9 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 13.45 4.10 вернулась в Балаклаву;

1941 год октября - 1942 год январь
В конце октября начала гарантийный ремонт, который с перерывами на переходы продолжался до начала января 1942 г. 4-7.11.1941 перешла в Очемчири, 11-12.11.1941 - в Поти. 6.1.1942 вышла из дока;

1942 год 9 января
Перешла в Очемчири;

1942 год 17 - 19 января
Перешла в Севастополь;

1942 год 5 - 7 февраля
Боевой поход. В 02.00 5.2 вышла для разведки побережья в районе Мамашай - Николаевка. Встреч с кораблями противника не имела. В 23.10 7.2 прибыла в г.Севастополь;

1942 год 13 - 20 февраля
Боевой поход. В 22.24 13.2 вышла для разведки войск противника в район Ялта - м. Кикинсиз. Встреч с кораблями противника не имела. На протяжении похода выходил из строя гирокомпас. В 03.30 20.2 вернулась в г.Севастополь;

1942 год 20 - 22 февраля
Перешла в Очемчири;

1942 год март - апрель
Прошла текущий ремонт;

1942 год 9 апреля
Перешла в Поти;

1942 год 12 апреля
Перешла в Очемчири;

1942 год 5 - 6 мая
Перешла в Геленджик;

1942 год 11 - 17 мая
Боевой поход. В 05.28 11.5 вышла для разведки побережья в район м. Чауда - м. Опук. В ночи на 12, 13, 14 и 16.5 осуществляла навигационное обеспечение действий кораблей ЧФ. Встреч с кораблями противника не имела. В 21.00 17.5 начала возвращение в базу и в 09.47 18.5 прибыла в Геленджик;

1942 год 2 июня
Перешла в Туапсе;

1942 год 9 - 10 июня
Перешла в Геленджик, а затем в Очемчири;

1942 год 15 - 16 июня
Перешла в г.Новороссийск, откуда, после выгрузки боезапаса, принимала участие в снабжении Севастополя. Совершила два рейса: доставила 14 т боеприпасов, 1,5 т продовольствия и 5,8 т бензина. Вывезла 8 человек;

1942 год 17 - 20 июня
Первый транспортный рейс в г.Севастополь. Загрузка: 6 т боеприпасов, 1,5 т продовольствия. 02.50 17.6 начала переход в г.Севастополь. 18.55 обнаружил два самолета Ju-88. 19.31 уклонилась погружением от самолета противника. 20.15 всплыла. 04.30 18.6 уклонилась погружением от самолета противника. 04.40 слышала несколько взрывов. 05.14 всплыла. 09.46 обнаружила самолет Me-109 и уклонилась погружением. 19.36 легла на грунт в бухте Казачья. 22.45 всплыла и перешла в Стрелецкую бухту. 23.07 18.6 отшвартовалась в бухте Камышовой г.Севастополь. 01.41 19.6 начала переход в г.Новороссийск. 05.00 уклоняясь, осуществила срочное погружение. 05.15-05.25 слышала взрывы. 05.52 всплыла. 06.40 обнаружила три торпедоносца и уклонилась погружением. 12.31 всплыла, обнаружила самолет Ju-88. 09.52 20.6 прибыла в г.Новороссийск;

1942 год 21 - 25 июня
Второй транспортный рейс в г.Севастополь. Загрузка: 8 т боеприпасов, 5,8 т бензина. 16.02 21.6 начала переход в г.Севастополь. В 04.45 22.6 уклонилась погружением от Ju-88. 05.19 всплыла. 14.02 уклонилась погружением от самолета. 16.30 всплыла. 17.16 уклонилась погружением от самолета. 17.57 всплыла. 18.20 уклонилась погружением от самолета. 20.06 всплыла, обнаружила самолет и погрузилась. 20.18 всплыла. 21.55 22.6 отшвартовалась в Стрелецкой бухте г.Севастополь. 22.25-23.05 произвела выгрузку боезапаса. 00.08 23.6 начала откачку бензина. 01.20 закончила откачку бензина, приняла на борт восемь пассажиров. 01.35 начала дифферентовку. В 02.15 23.6 во время дифферентовки в Стрелецкой бухте в 3-м отсеке произошел взрыв паров бензина и кратковременное возгорание. Получили серьезные повреждения некоторые приборы и механизмы, в т.ч. компрессор и радиостанция, 6 человек получили ожоги 1-й и 2-й степеней. После совещания с командованием и в связи с невозможностью выхода в море до наступления темноты в 05.58 легла на грунт на глубине 36 метров. Из-за усталости, кислородного голодания и отравления парами бензина весь личный состав к 21.10, кроме главного старшины Н.К. Пустовойтенко, вышел из строя. В назначенное время Н.К. Пустовойтенко обеспечил всплытие ПЛ (в 23.45), однако при попытке выйти из бухты лодка села на камни, отчего был сломан вертикальный руль. Запустив дизель, лодка снялась с камней в 00.25 24.6. В 01.31 окончательно снята с мели и запущены по штатному все мехнизмы, начала возвращение в г.Новороссийск. В 17.37 уклонилась погружением от самолета противника. 17.50 всплыла. В 03.00 25.6 заклинен руль, остановлен дизель. 06.05 руль введен в строй. 08.30 25.6 прибыла в г.Новороссийск. 08.40 пострадавший л/с отправлен в госпиталь;

1942 год 27 - 28 июня
Перешла в Очемчири, где до 01.08 проходила аварийный ремонт;

1942 год 2 августа
Боевой поход. В 22.00 2.8 вышла в район м. Тарханкут, однако из-за неисправности гирокомпаса спустя 2 ч вернулась в базу;

1942 год 3 - 4 августа
Перешла в Туапсе;

1942 год 4 - 16 августа
Боевой поход. В 18.22 4.8 вышла в район м-ка Тарханкут (позиции №3, 4, 5). 5.8 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. 13.8 начала возвращение в базу и в 07.28 16.8 прибыла в Хопи;

1942 год 10 августа
Вошла в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ;

1942 год 28 августа
Перешла в Поти;

1942 год 30 августа
Перешла в Очемчири;

1942 год 3 сентября
Перешла в Поти;

1942 год 23 сентября
Перешла в Очемчири;

1942 год 30 сентября - 2 октября
Боевой поход. В 18.00 30.9 вышла в район о. Фидониси (позиция №43).В 11.25 2.10 вернулась в Очемчири из-за неисправности перископа;

1942 год 3 октября
Перешла в Поти;

1942 год 8 - 20 октября
Боевой поход. В 18.00 8.10 вышла в район м. Бурнас (позиция №42). 12.10 прибыла на позицию. Утром 14.10 не смогла атаковать ОТР из-за изменения курса цели. В 13.44 произвела торпедную атаку румынского КОН (2 буксира, 1 ЭМ) в районе сел. Шаганы (ЭМ, атака=подв/пр/2, д=5 каб., через 1 мин услышаны 2 взрыва - безуспешно атакован румынский ММ "Змеул"). Контратакована ММ "Змеул", сбросившими 18 глб. ПЛ получила тяжелые повреждения: открылся верхний рубочный люк, прочный корпус получил 465 вмятин, был поврежден перископ и шахта перископа, гирокомпас и магнитный компас, радиооборудование, трюмный насос и помпа (временно), разбито несколько баков АБ, в цистернах в III и V отсеках образовались трещины, через которые в III, V, VI отсеки поступили вода и соляр. ЦП был наполовину затоплен. 15.10 на позиции осуществляла устранение повреждений в системе дизеля. Вечером начала возвращение в базу, ориентируясь по звездам. 19.10 разошлась в 10 м с плавающей миной. Утром 20.10 из-за отсутствия оповещения обстреляна береговой батареей с м. Пицунда. В 07.16 прибыла в Очемчири;

1942 год 23 октября
Перешла в Поти для демонтажа и подготовки к перевозке по железной дороге;

1942 год 22 ноября
Вошла в состав 3-го ДнПЛ БрПЛ ЧФ;

1942 год 3 декабря
Убыла по ж/д из Поти в Баку для последующего перевода на завод №112 (г. Горький) для капитального ремонта;

1943 год 13 января
По прибытии в Баку вошла в состав КВФл. Зачислена в ОДнПЛ КВФл;

1943 год январь - октябрь
Капитальный ремонт на заводе №112;

1943 год ноябрь
Перевезена из Баку в Поти;

1943 год 31 декабря
Включена в состав ЧФ, вошла в состав 3-го ДнПЛ БрПЛ (с 09.06. - 2-я БрПЛ) ЧФ;

1944 год 1 июня
Перешла из Батуми в Поти;

1944 год 20 июля
Перешла в Очемчири;

1944 год 24 - 26 июля
Перешла в Новороссийск;

1944 год 22 августа
Должна была выйти в море, но из-за неисправности системы БТС поход был отложен;

1944 год 9 - 11 сентября
Боевой поход. Утром 9.9 вышла в район Варны (позиция №51). 10.9 в связи с окончанием военных действий против Болгарии получила приказ о возвращении в базу. Утром 11.9 прибыла в г.Новороссийск;

1944 год октябрь
В конце октября перешла в Балаклаву;

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу малых подводных лодок;

1950 год - 1951 год
Перечислена в состав Отдельного учебного ДнПЛ с базированием на г.Севастополь;

1951 год 21 января
Переформирована в состав 153-й БрПЛ 21-й ДиПЛ ЧФ с прежним местом базирования;

1953 год 17 марта
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации;

1953 год 1 июля
Расформирован экипаж. Впоследствии на Севастопольской базе "Главвторчермета" в пос.Инкерман разделана на металл;

2016 год 29 апреля
В преддверии 71-й годовщины Дня Победы, на верфях Перми специалисты изготовили полноразмерный макет "Малютки" и по частям перевезли на Средний Урал. На сбор подводной лодки ушло три недели. Подводная лодка типа "М" с номером М-32 стала самым габаритным экспонатом музея военной техники "Боевая слава Урала" в Верхней Пышме (длина составляет 44,5 метра, а максимальная ширина — 3,3 метра).




командиры:


1. Колтыпин Н.А. (06.1940-04.1944)
2. Марголин Б.М. (08.05.1944-10.09.1945)
3. Коробков С.В. (10.09.1945-22.02.1946)
4. Бобр Ю.Ф. (28.10.1949-22.12.1950)
5. Кочетков А.В. (12.1950-1952)



дополнительная информация:


1. Статья «Подвиг старшины группы ПЛ М-32 Н.К. Пустовойтенко».
2. Фотография полноразмерного макета ПЛ М-32 в музее военной техники "Боевая слава Урала" в Верхней Пышме. Апрель 2016 года.




список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945г", ч.2, "Стратегия КМ" 2003г.
7. "Боевой путь Советского Военно-Морского Флота", Воениздат, Москва, 1974г.
8. Фотография из книги Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945г". Ч.2.
9. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Отчет "Боевая деятельность ПЛ ПЛ 2 БПЛ ЧФ по питанию осажденного и блокированного города Севастополя (с 11.06 по 01.07.1942г)".



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2020